Церковь Параскевы Пятницы
Церковь Параскевы стоит вдоль Московской дороги. От церкви открывается панорама на противоположный берег Дона: Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, место явления Тамерлану Богоматери.
Владимирский собор, где покоятся мощи Святителя Тихона Задонского, Тюнинский монастырь, Успенский монастырь…
Задонский Богородицкий монастырь
Из исторических источников известно, что вследствие склонности к невозмутимому уединению в 1620 году два благочестивых старца московского Сретенского монастыря Кирилл и Герасим пришли за реку Дон, в безлюдную пустыню, в лесах которой обитали только хищные звери и птицы, и, выбрав удобное место, поселились здесь, имея при себе твердую охранительницу, драгоценное сокровище – святое изображение с чудотворной иконы Владимирской Богоматери, оригинал которой находился в Москве в Кремлевском Успенском соборе.
Именно эти старцы и явились первыми основателями Задонского монастыря. Они избрали правый берег по течению реки Тешевки и навсегда поселились здесь. В дошедших до нашего времени копиях писцовых книг говорится: «За рекою Доном монастырь Тешевский.., а церковь поставлена, и в церкви образа местные, книги и ризы, у церкви колокола, и все церковное и монастырское строение двух старцев Кирилла и Герасима».
Название Задонский остается и до сих пор, так как в селении Тешевке в 1779 году учрежден был уездный город, который стал называться Задонск. Богородицким он называется в честь Богородицы, икона которой здесь издавна всеми почитается, и ее имени посвящен главный Владимирский храм Задонского монастыря. Таково было начало основания монастыря.
В 1692 году весь монастырь и его деревянная церковь сгорели, но храмовая икона Владимирской Божьей Матери, принесенная Кириллом и Герасимом, осталась среди пожара совершенно неповрежденной. Обнаружение этой чудодейственной благодатной силы, проистекающей от честной иконы Владимирской Божьей Матери, еще более усилило веру молящихся пред нею.
С 1693 по 1697 год настоятелем Задонской обители игуменом Трифоном была сооружена вторая деревянная церковь во имя Владимирской иконы Божьей Матери на месте прежней сгоревшей, а также были восстановлены все прежние монастырские постройки. В 1736 году настоятель игумен Ефимий II (в схиме Евсевий) приступил к строительству первой каменной церкви с двумя приделами; главный престол был освящен в 1741 году в прежнее наименование Сретенья Богородичной иконы Владимирской.
Правый придел – в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, а левый – во имя Евсевия, епископа Самосадского. Также игумен Ефимий построил на западе переднюю часть каменной ограды, ворота которой вели внутрь монастыря. Напротив соборной церкви была сооружена каменная колокольня в готическом стиле, которая примыкала своей передней стороной к западной ограде; внутри колокольни на первом этаже был устроен храм во имя святителя Николая; по обе стороны колокольни были построены в два этажа кельи с кладовыми для настоятеля и казначея, а также были приобретены ризница и престольная утварь.
До революции от этой утвари оставались серебряный напрестольный крест со святыми мощами и Евангелие. Слава Задонской обители особенно возросла в связи с именем Святителя Тихона I Соколовского, который в 1769 году, в Великий пост, переселился сюда, оставив Воронежскую кафедру по любви к безмятежному житию и безмолвию.
С 1798 года в монастыре строятся новые здания, возобновляются прежние, как то: каменная Владимирская церковь украшается настенной живописью, обновляются кровли, отделываются служебные дворы, вновь напротив соборной церкви на восточной стороне строятся на каменном фундаменте одноэтажные кельи для настоятеля, а также братский каменный двухэтажный южный корпус. Далее за ним оканчивается каменная ограда, по бокам которой находятся две башни, из которых одна – на южной стороне монастыря – существовала до последнего времени.
С учреждением уездного города Задонска с 1779 по 1802 год уездное казначейство и другие присутственные места помещались в монастырских зданиях. Из всего этого видно, что монастырь в конце XVIII столетия был богат зданиями и что домашние средства были вполне достаточны для поддержания как внутренней жизни, так и внешнего благолепия в обители.
В 1803 году храм Владимирской Богоматери был весь заново расписан; напротив каменного двухэтажного братского корпуса, находящегося на дневной стороне, построенного в 1798 году, был построен другой двухэтажный каменный корпус с северной стороны монастыря для размещения приезжих богомольцев. Впоследствии корпус этот был обращен на кельи братии, а при построении нового соборного храма совсем уничтожен.
В 1806 году архимандритом Иннокентием на восточной стороне монастырского двора была построена новая братская трапезная. Это было каменное здание новейшей архитектуры с колоннами и украшениями, алебастровыми фигурами. При этой трапезной находились хлебопекарня и кухня. Именно из этой трапезной впоследствии была устроена теплая зимняя церковь.
В 1815 и 1816 годах заново были перестроены настоятельские кельи, построенные в 1802 году, а также братская трапезная и другие строения. В 1817 году к нижнему двухэтажному каменному корпусу, выстроенному архимандритом Тимофеем, были сделаны пристройки: с восточной стороны – двухэтажное каменное здание для Вознесенской церкви, внизу – кельи для больницы, а в 1818 году было пристроено в симметрию Вознесенской церкви, с западной стороны того же корпуса в тождественном фасаде, каменное трехэтажное здание для духовного училища; в нижнем этаже и в среднем – помещения для учеников, а в верхнем – для наставников.
В 1824 году были заложены предполагаемые здания по плану воронежских архитекторов. И перед началом данного дела 16 июля после Божественной литургии настоятель с братиею и со святыми иконами прибыл к месту «закладки». После водоосвящения в основание был положен четвероугольный белый камень, покрытый для прочности чугунной доской, со следующей надписью: «Царствование благочестивейшего Государя Императора Александра Павловича самодержца всея России тщанием настоятеля архимандрита Самуила, 1824 года июля 16 дня».
В этом же году до 30 сентября из земли был выведен фундамент и окончен цоколь. Когда в 1820-х годах раскопали землю этой колокольни, то нашли, как говорит предание, огромную могилу человеческих костей. Это явление подтвердило историческое сказание о страшных событиях времен татарщины и междуцарствия, оставивших печальные следы в этой местности. В 1825 году при поступлении дополнительных средств в обители снова было возобновлено строительство колокольни и гостиных корпусов, были обновлены иконостасы, произведены другие незначительные работы внутри монастыря.
1835 году преемником Самуила архимандритом Иларием, с помощью собранных им сумм, была окончена монастырская колокольня и в том же году 21 августа была освящена архиепископом Антонием XI. Колокольня эта была устроена отдельно от соборной церкви. Первый этаж с восточной и западной стороны имел колонны, а с северной и южной были пристроены корпуса гостиниц.
В среднем этаже находился храм Святителя Николая Мирликийского, освященный в 1838 году. Под этим храмом располагались главные святые ворота для торжественных ходов и для встречи знатных посетителей, ведущие внутрь монастыря; над ними с подъезда в арке находилось изображение двух ангелов, держащих образ Святителя Николая с надписью: «Радуйся Николае великий чудотворче!» Вообще архитектура колокольни была легкая и воздушная. Там было 11 колоколов. Первый из них был отлит в 1846 году и весил 307 пудов, второй 120 пудов, третий вседневный 70 пудов; все колокола весили 601 пуд. В числе них находился малый колоколец, который был найден в 1815 году в земле на месте пустынки на Донщине в городище.
По обеим сторонам колокольни была расположена гостиница для богомольцев. Каждое из этих зданий, исключая колокольни, имело в длину 16 сажень, а с колокольнями длина составляла 42 сажени. Данная гостиница имела 78 келий.
В свое время монастырь отделялся от гостиного двора особенною каменною высокою оградой, построенной игуменом Елфимием XI в 1830 году. В этой ограде находилось двое ворот: одни напротив самой колокольни (и нового Владимирского собора), а другие, более официальные, от подъезда к гостинице, – открывали весь внутренний двор монастыря. От этих же ворот отходил тротуар, который по обеим сторонам был обсажен пирамидальным душистым тополем и вел прямо в теплый храм Рождества Пресвятой Богородицы.
Эта одноэтажная каменная церковь была переделана из бывшей братской трапезной попечительством архимандрита Илария в 1834 году. По перенесении сюда из пещеры гроба Святителя Тихона в боковых стенах были проделаны арки. Деревянный свод храма поддерживался внутри восемнадцатью деревянными колоннами, отштукатуренными под мрамор.
Церковь эта была трехпрестольная: главная – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, с правой стороны – во имя Митрофана, первого епископа Воронежского и чудотворца, с левой – преподобных Антония и Феодосия Пещерских. В 1862 году храм этот, как не соответствующий количеству приходящих богомольцев и пришедший в ветхость, был разобран, тогда же была построена, на месте прежней, новая, теплая, светлая, великолепная церковь, освященная также во имя Рождества Пресвятой Богородицы, с приделами по бокам.
Церковь Святителя Николая в колокольне была отделана внутри в 1838 году, там был поставлен иконостас. Также в 1838 году вокруг монастыря была закончена каменная ограда, строительство которой было начато в 1836 году. В правой и левой стороне, вдоль западной ограды, были устроены двое больших ворот с восьмью колоннами, предназначавшихся для обыкновенных входов; от этих ворот в арке открывалось живописное изображение старцев Кирилла и Герасима – первых основателей монастыря. Именно от этих ворот по обе стороны и шла каменная ограда вокруг монастыря.
В 1839 году было решено построить новый соборный храм напротив новопостроенной в 1836 году колокольни, несколько отступив к северу от ветхого Владимирского собора, а также предполагалось разобрать и другие здания, которые находились в полуразрушенном состоянии, и вместо них поставить двухэтажный корпус келий.
В 1841 году возникла угроза полного разрушения Владимирского храма. Новый каменный великолепный соборный храм был окончен в 1853 году. Автором проекта был не кто иной как выдающийся архитектор К.А. Тон.
В 1845-1853 годах по проекту архитектора К. Тона (автора храма Христа Спасителя в Москве) был построен новый пятиглавый собор в честь Владимирской иконы Божией Матери. При постройке этого храма и разборке старого в 1846 году были обретены нетленные мощи Святителя Тихона.
В 1861 году 13 августа состоялось его прославление. На торжественное открытие его мощей собралось около 300 тысяч паломников, при населении города Задонска в 7 тысяч. У мощей святителя совершилось множество благодатных исцелений.
К началу XX века Задонский монастырь представлял совой целый городок, состоящий из 6 Храмов, колокольни, странноприимного дома, больницы, аптеки. двух кирпичных заводов, одного свечного, церковноприходской школы. Братия монастыря насчитывала около 300 человек. Исцеления и чудеса, обильно источаемые от чудотворного образа Божьей Матери и от мощей святителя Тихона, привлекали тысячи паломников. Первоклассный Задонский монастырь занимал 7-е место в России.
В революционное время Задонский монастырь пострадал одним из первых. 20 января 1919 года специальная комиссия положила начало разграблению, разрушению и закрытию монастыря. На его территории разместились различные производственные службы города.
Но вот, милостью Божией, в 1990 году Владимирский собор и часть построек были переданы в ведение Русской Православной Церкви. В день памяти Святителя Тихона Воронежского, Задонского чудотворца — 26 августа 1990 года — в нем состоялось первое архиерейское богослужение.
Сегодня наместником монастыря является викарий Воронежско-Липецкой епархии Епископ Задонский НИКОН (Васин). Мощи святителя Тихона и еще 11 подвижников Задонского Богородицкого монастыря находятся во Владимирском соборе обители. Есть скит с источником, который был выкопан самим святителем Тихоном и рядом со скитом и источником — женский монастырь. Это в 15 километрах от самого задонского монастыря, в живописном сосновом бору.
Церковь Николая Чудотворца
Первая деревянная церковь была построена в начале XVII века, поскольку уже в 1620 году в документах упоминается село Никольское по названию церкви. Каменную церковь с главным престолом Николая Чудотворца Мирликийского выстроил в 1759 году помещик Яков Дмитриевич Бехтеев.
В 1865—1869 гг. (по другим данным, в 1867 г.) была выстроена существующая ныне каменная Никольская церковь на месте старого каменного храма.
Существуют легенды, что в Никольском храме служил сам святитель Тихон Задонский. Известна его тесная связь с родом Бехтеевых, у которых он часто гостил в имениях в Липовке и Ксизово.
В дореволюционное время два храма села Ксизово (Никольский и Иоанна Дамаскина) собирали на богослужение всю округу: жителей сел Балахна, Замятино, Засновка, Мухино, Соловьевка и др.
В 30-х годах двадцатого столетия намоленное место не раз осквернялось. Разбивали о землю кресты, чернили святые росписи, сдирали оклады, рубили топорами иконы. Там, где очищались души молитвами, устроили маслобойню и склад, на кладбище – автозаправочную станцию.
Известен последний священник – протоиерей Вележев Георгий Алексеевич, 1847 г.р., уроженец с. Патриаршее (ныне с. Донское)Задонского района. Постановлением коллегии Воронежской Губчека от 30.01.1921г. по обвинению в вымогательстве был приговорён к 5 годам лишения свободы условно.
До окончания века ничего, кроме мерзости и запустения, под растерзанным куполом не было.
– Восстанавливать храм мы решили лет десять назад, – рассказывает преподаватель Ксизовской школы Валентина Зыкова. – Сначала просто у кого-то собирались и молились. Потом решили: что же мы, у нас такой храм, а мы не восстанавливаем. Поехали в Воронеж, тогда ещё была Воронежская епархия. И нас благословили: «Пожалуйста, восстанавливайте. Но это дело мирян самих, у нас денег нет. Молитесь, чтобы помощь Божия была. Каждый день читайте акафист Николая Чудотворца».
Помолясь, приступили к очистке святого дома. Мусор машинами и телегами вывозили. Пола не было, сплошные ямы. Положили на них доски, чтобы стоять можно было. И стояли зимой и летом, каждый день.
– Снег падает, дождь идёт, а мы молимся, – вспоминает Валентина Андреевна. – Года три так было. Ходили матушки по деревням, собирали денежки, какие – известно: копейки. Все пенсионеры, богатых у нас здесь нет. И вот накопили на окна. Уже легче стало. А потом нам стал помогать генеральный директор ООО «Аврора» Сергей Николаевич Уваркин. Он материалы выделял, строителей дал, платил им зарплату. А мы всем селом их кормили.
– К нам иконы возвращаются, – продолжает свой рассказ Валентина Зыкова. – Вот эта икона старинная, из этого храма. Люди сохранили. Вот здесь Тихон Задонский, Митрофан Воронежский… Вот эту икону послушница из Курска принесла, а эти картины и Евангелие родственники отца Александра Дронова привезли.
Вот эти большие иконы написал Сергей Боев, он тут родился, а сейчас в Задонске живёт, дай Бог ему здоровья. Вот эта иконочка тоже старинная, Николая Чудотворца. Она у нас чудотворная. Первый раз мироточила в четверг перед Великим Постом, мы это только вдвоём видели, как вот здесь вверху две капли стекли. А второй раз – летом, перед Владимирской много людей чудо наблюдали. Мы спрашивали у батюшки: к чему? А он сказал, когда что-то произойдёт, тогда мы и поймём. Но, скорее всего, это Бог говорит: «Я с вами, я вас не оставляю, только молитесь, просите, и дано будет вам».
Этот чудотворный образ свт. Николая был подарен в 1913 году последнему настоятелю церкви о. Георгию, пострадавшему за веру в годы советской власти.
Сейчас продолжается внутренняя отделка Никольского храма, рядом с ним обустраивается здание, видимо, воскресной школы.
Церковь Богоявления Господня
Каменная церковь с главным престолом во имя Богоявления Господня была построена на месте старого деревянного храма в 1793 году на средства прихожан. Два других престола освящены во имя Св. Николая, Чудотворца Мирликийского, и во имя мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии.
Официальное описание:
В архитектурном декоре храма сочетаются стилевые черты переходного этапа от барокко к классицизму (основной объем), раннего классицизма (колокольня) и эклектики (трапезная).
Состоит на охране государства как памятник архитектуры регионального значения.
Здание включает основной объём храма (восьмерик на четверике, увенчанный восьмигранным куполом со световой главкой) с вытянутой пятигранной алтарной апсидой, широкую прямоугольную трапезную с двумя приделами и двухъярусную колокольню с примыкающим к западному фасаду квадратным в плане притвором. Северный и южный фасады двусветного четверика, восьмерик, алтарная апсида и трапезная обработаны пилястрами. Оконные проемы первого светового яруса четверика, алтарная апсида и восьмерика – лучковые, трапезной – прямоугольные с полуциркульным завершением.
Между небольшими циркульными проемами окон второго светового яруса по центру северного и южного фасадов расположены окна-квадрифолии. Первоначальный рисунок оконных наличников сохранился в архитектурном декоре основного объема храма. Рисунок наличников оконных проемов трапезной восходит к более позднему времени её перестройки и расширения.
Прямоугольные с полуциркульным завершением арочные проемы звона второго яруса колокольни декорированы полуциркульными архивольтами и треугольными сандриками. Нижняя часть второго яруса колокольни обработана треугольными фронтонами, четырехскатное купольное покрытие прорезано по сторонам света люкарнами и увенчано глухой главкой.
Церковь действовала до 1931 года, когда её закрыли, а позже использовали под склады для зерна, муки, удобрений.
До 1999 года разрушенная церковь пустовала, зарастая травой. Директор Агропромышленного объединения «Аврора» Уваркин С.Н. решил Богоявленский храм восстановить. И летом того же года с благословения преосвященного Никона, епископа Липецкого и Елецкого, рабочие приступили к реставрационным работам.
5 марта 2005 года состоялось открытие Богоявленского храма. И обновлённый храм предстал таким же, каким был построен двести лет назад.
Богослужения в Богоявленском храме проходят по воскресным и праздничным дням. Для прихожан при храме действует библиотека и видеотека.
Церковь Михаила Архангела
Каменная церковь во имя Архангела Михаила была построена в 1864 году. Официальное описание церкви: Кубический объем небольшого храма, увенчанный круглым световым барабаном с луковичной главкой, прорезанный по сторонам света четырьмя прямоугольными оконными проемами с полуциркульным завершением, соединен прямоугольной в плане трапезной с двухъярусной колокольней.
Основной объем храма декорирован по северному, восточному и южному фасадам перспективными кокошниками полуциркульного рисунка. Фасады церкви и притвора обработаны филенчатыми пилястрами. Оконные проемы прямоугольные, с полуциркульным завершением, на северном и южном фасадах притвора – сдвоенные.
Дверные и оконные проемы по периметру храма обработаны архивольтами с килевидным завершением.
Второй ярус колокольни прорезан по сторонам света четырьмя прямоугольными, с полуциркульным завершением проемами звона. Венчающие архивольты имеют аналогичное наличникам оконных и дверных проемов оформление (киле- видное завершение). Колокольня увенчана четырехгранным куполом с глухой луковичной главкой.
Архитектурный декор храма выдержан в стилевых формах эклектики с элементами псевдорусского стиля. Состоит на охране государства как памятник архитектуры регионального значения.
Церковь Иоанна Дамаскина
В советские годы храм был практически полностью разрушен.
Восстановление его началось недавно, непосредственное участие в восстановлении принял генеральный директор ООО «Аврора» Сергей Николаевич Уваркин. Восстановлены стены, кровля, вставлены окна и двери. Идёт внутренняя отделка.
Церковь святого Иоанна Дамаскина в селе Ксизове, Задонского уезда, первоначально (до 1759 года) была деревянная; в 1759 году помещиком капитаном Яковом Дмитриевичем Бехтеевым построена каменная; освящена 30 октября 1759 года Задонского монастыря архимандритом Корнилием. (Приписана к Никольской церкви того же села).
По описи, составленной перед освящением храма и предоставленной Преосвященному Кириллу, епископу Воронежскому: «во оной церкви иконостас гладкой столярной работы, весь позолоченный. Царские врата гладкие же столярной работы позолоченные же, на них написано шесть (?) евангелистов; по сторонам оных царских дверей местные образа на правой первой Спасителев без окладу; второй Иоанна Дамаскина, на нем венец серебряной позолоченной, на южных дверях ангел Господень, человеческой жизни хранитель.
По левую – образ Богоматери Казанская, на нём оклад поля и венец серебряной и позолоченной, образ Николая чудотворца без оклада, на южных (?) дверях архид. Стефана. Сверху царских врат Вечерня тайная.
По верху же образ Спасителев сидящий на престоле, по сторонам дванадесять апостолов с пророки. Сверх же всего писанной на дереве животворящий крест. В алтаре запрестольный образ Богоматери Казанская, а по другую сторону образ Николая чудотворца, животворящий крест носящие (?).. священнослужительные облачении разных материев т.е. риз десятеро, епитрахиль 5, поручей 5, стихарей 5 и оларей 5. Книг: 12 миней месячных, два евангелия толковые, апостол, требник, псалтирь следования, псалтирь учебная, часослов, ирмологий, два октоиха, устав церковный, служебник, канонник.
И оная вновь построенная каменная церковь как ныне, как и впредь в священнослужении недостатка ни в чём иметь не будет».
В селе Ксизове (кроме приписанной церкви святого Иоанна Дамаскина) была ещё другая церковь в честь Покрова Божией Матери. Она была устроена в доме генерал майора Алексея Дмитриевича Бехтеева в 1770 году с разрешения Тихона 2-м, епископа Воронежского, а дозволено было устроить «по резону тому, что приходская церковь в оном селе от дому г. Бехтеева отстоит не в близком расстоянии, а за слабостью своего здоровья в зимнее время стужи сносить не может и к слушанию святой литургии и прочего священнослужения за отдалением помянутой приходской ездить немощь не дозволяет»
Успенский собор
Южная — часть Задонска — Мещанская. Духовным ядром в Мещанской части города является Успенский собор. Осью симметрии служит ложе высохшей реки Тёшевки, называемое яром. Двучастность предопределена рельефом двух мощных косогоров, на склонах которых и раскинулся город.
Две продольные, самые длинные улицы города и Дворянская (ныне улица К. Маркса) и Соборная (ныне улица Крупской) параллельные Дону, соединяют обе части в единое целое.
К 17 веку сложилась торговая Базарная площадь на южной стороне р.Тешевка, на которой в 1798 году был заложен городской собор во имя Успения Божией Матери с двумя приделами во имя Архангела Михаила и св.Тихона Амафунтского. Собор был освящен в 1800 году.
Церковь Священномученика Автонома Италийского
Летний храм (ротонда) был построен в 1822—1823 годах согласно Его Императорского Величества указа из Святейшего Правительствующего Синода от 11 мая 1818 г. за № 1970 на средства помещика – полковника Ивана Артамоновича Кожина (1781—1833 гг.) и освящен в честь священномученика Автонома, епископа Италийского. К сожалению, имя автора неизвестно, но есть предположение, что храм был построен по проекту архитектора Бове. Храм построен в стиле палладианства, характерного в церковной архитектуре рубежа XVIII-XIX вв.
Официальное описание церкви: Церковь святого Автонома представляет собой двухъярусную ротонду. Первый двусветный ярус прорезан прямоугольными с полуциркульным завершением оконными проемами, над которыми расположены небольшие круглые проемы второго света. Первый ярус по периметру окружен колоннадой тосканского ордера. Образованный колоннадой открытый портик-лоджия разделен на два сегмента с севера и юга, между которыми на западе и востоке интерколумнии решены как сплошные стены.
Главный вход расположен с западной стороны. Соседние с ним простенки между колоннами прорезаны оконными проемами в два света по аналогии с внутренней ротондой (прямоугольные, с полуциркульным завершением внизу, круглые – вверху). Меньший по диаметру объем ротонды второго яруса выполняет функцию светового барабана, прорезанного по периметру восьмигранными вытянутыми по горизонтали оконными проемами, в простенках между которыми расположены плоские ниши аналогичного силуэта, но меньшего размера. Полусферический купол с главкой утрачены.
По сведениям Санкт-Петербургского архива (страховая оценка храма 1916 г.) сказано, что храм в 1900 году расписывал художник Виктор Васнецов. Кроме того, на одной из сохранившихся фресок была найдена подпись Васнецова, из-за чего долгое время авторство прекрасной росписи приписывалось этому замечательному художнику. В частности, во время отмывки стен от побелки были обнаружены фрески с изображениями княгини Ольги, равноапостольного князя Владимира, Николая Угодника, юного преподобного Сергия Радонежского, святителя Тихона Задонского и Марии Магдалины.
Однако, в 2004 году был найден номер «Воронежских епархиальных новостей» от 1 сентября 1901 года с заметкой «Об освящении возобновлённого иконостаса и икон на стенах внутри Автономовской церкви с. Трехсвятского, Кошары тож, Задонского уезда», в которой говорится, что «иконы в иконостасе и постенные картины с декоративною уборкою написаны обучавшимся в Санкт-Петербургской академии художеств Шеламовым, позаимствовавшим образцы из Киевского святого равноапостольного Князя Владимира храма, а позолота и резьба в иконостасе исправлены иконостасных дел мастером Ивановым».
Почти половина истраченной суммы (1164 рубля 99 копеек) была уплачена одним из местных помещиков, пожелавшим остаться неизвестным. Все работы были проведены в период с 1 мая 1900 года по 10 июня 1901 года. А 18 июня 1901 года было совершено освящение иконостаса и постенных икон. Совершил освящение местный благочинный, настоятель Задонского Успенского собора, священник Никанор Холодович при участии священников: местного Владимира Самбикина и Боренских заводов Петра Оболенского.»
После революции храм разграбили и приспособили под склад удобрений. За прошедшие годы рухнул купол ротонды, обвалилась часть колоннады, окружающей летний храм, сильно выветрился кирпич наружных стен. И хотя в 1974 году церковь была признана памятником архитектуры (согласно Постановлению Совета Министров РСФСР № 624 от 04.12.74 г.), никаких работ по консервации или восстановлению проведено не было.
В 1993 году начата подготовка проектно-реставрационной документации и начаты первоначальные работы. Все работы ведутся под руководством председателя приходского совета, строителя Вилиса Александровича Упита.
8 июля 2009 года на храм Автонома Италийского был установлен купол с крестом. Купол, диаметром 15 метров и массой 15 тонн, не встал на место с первого раза, работам мешал сильный ветер. К тому же мастерам пришлось потратить более часа для того, чтобы крест на храме священномученика Автонома совпадал по направлению с распятием, водруженным на церкви святителя Митрофана Воронежского.
Храм Николая Чудотворца
Храм каменный, построен в 1784 году помещиком Михаилом Сем. Извольским, однопрестольный, во имя св. Николая.
К достопримечательностям храма должно отнести икону Иверской Божьей Матери, выписанную с Святой горы Афонской.
Тихоновский Троицкий (Скорбященский) монастырь
Из Задонских монастырей в 1888 году официальный статус последним получил Тихоновский Троицкий (Скорбященский). Монастырь этот возник из странноприимной женской общины, основанной нищелюбивой подвижницей Матроной Наумовной Поповой. Еще при жизни своей, закончившейся 17 августа 1851 года, старица Матрона начала хлопотать об устроении женской монашеской общины на принадлежавшем ей участке в северной части города.
Через архимандрита Троице—Сергиевой лавры Антония удалось заручиться содействием в этом вопросе митрополита Московского Филарета (Дроздова). И вопрос был решен положительно. К сожалению, старице, скончавшейся невдолге после благого известия, не пришлось лично заниматься устроением общины. Эти хлопоты взял на себя задонский соборный протоиерей Петр Алексеевский, бывший душеприказчиком Матроны Наумовны.
На оставленный Наумовой капитал, согласно ее завещанию, была выстроена церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте», а также жилые и хозяйственные помещения. В день Успения Богородицы 1860 года епископ Воронежский Иосиф освятил новопостроенную церковь. Община при ней стала именоваться «Тихоновскою общиною сестер милосердия». Основной обязанностью сестёр—насельниц было служение больным и бедным странникам, прибывавшим в Задонск на поклонение святыням.
3 сентября 1869 года по разрешению Св. Синода в храм общины было перенесено тело основательницы — Матроны Поповой и захоронено здесь в особом склепе с правой стороны Скорбященской церкви. А позднее в этом же склепе был погребен и скончавшийся 11 марта 1875 года протоирей Петр Алексеевский.
В течение 1869—70 годов вокруг территории общины была сооружена каменная ограда. А в 1879 году заложена была колокольня, строительство которой завершилось в 1881 году. Строение это, как и Скорбященская церковь практически не сохранилось. Нижний ярус колокольни встроен в основной корпус Задонского хлебокомбината.
29 марта 1880 года указом Св. Синода «дом сестер милосердия» получил статус самостоятельной Тихоновской общины со странноприимным домом при ней. Торжественное богослужение по этому поводу было совершено в день памяти старицы Матроны — 17 августа 1880 года. 1 июля 1884 года была заложена новая церковь — во имя Живоначальной Троицы. Этот пятиглавый шатровой архитектуры храм сохранился и до наших дней, являясь городской церковью.
И, наконец, в мае 1888 года Св. Синод определил Тихоновскую общину возвести в монастырь с наименованием его Святотроицким Тихоновским Задонским женским монастырем со станноприимным домом при нем. А число монашествующих было определено так: «какое обитель по своим средствам в состоянии будет содержать».
Оглашение синодального определения состоялось 19 июня 1888 года.
Свято-Тихоновский Преображенский женский епархиальный монастырь
Свято-Тихоновский Преображенский женский епархиальный монастырь образовался на руинах Тихоновского общежительного мужского монастыря.
Свято-Тихоновский мужской монастырь был учрежден в 19 веке на месте скита святителя Тихона Задонского. Святитель Тихон любил посещать это тихое безлюдное место в лесной глуши для уединения и молитвы. Здесь наедине с чудесной природой, предаваясь богомыслию, он создал труд своей жизни «Сокровище духовное от мира собираемое». На берегу речки Проходни святитель обустроил источник, который является теперь целебным.
После революции 1917 года монастырь постигла участь большинства русских монастырей. В декабре 1920 года он был закрыт по решению Задонского уездного исполкома.
29 апреля 1991 года монастырская территория в пределах монастырской ограды огромными усилиями и трудами вновь была возвращена Русской Православной Церкви. Неисповедимым промыслом Божиим теперь здесь, под молитвенным покровом святителя Тихона Задонского, собрались сестры. За эти годы руины бывшего Тихоновского монастыря вновь превратились в благоустроенную иноческую обитель.
На территории монастыря, в центре, величаво стоит Троицкий собор — главный храм обители. Верхний придел освящен в честь Живоначальной Троицы, нижний — в честь Успения Пресвятой Богородицы. Рядом с ним высится стройная надвратная колокольня с Преображенской церковью.
В память о пребывании в скиту святителя Тихона, в одной из башен монастыря устроили особую келью. В ней находится икона Тихона Задонского с его житием. Недалеко от монастыря находится купальня над источником святителя Тихона. Много паломников приезжает сюда, чтобы, помолившись, искупаться в холодной воде святого источника и получить исцеление от разных, часто неизлечимых болезней, душевных и телесных недугов.
В настоящее время в монастыре проживает 47 сестер (монашествующих).
Сестры заняты на послушаниях:
В весенне-осенний период производится обработка огорода и полей, заготовка сена для коров и овец.
Сестры несут постоянное послушание — соблюдение порядка на территории купели и вокруг нее. Проводят экскурсии для многочисленных паломнических групп.
Духовно-просветительская деятельность клириков обители заключается в ведении ежедневной церковной проповеди во время утренних и вечерних богослужений, а также индивидуальных бесед с прихожанами. Монастырь предоставляет возможность безвозмездного проживания и питания для отдельных паломников и паломнических групп. Ежедневно в трапезной монастыря в зимнее время питается около 80 человек, а в летнее — более 200 человек.
Большое внимание монастырь уделяется оказанию безвозмездной помощи православной литературой, продуктами, одеждой и деньгами многодетным и малоимущим семьям. Оказывается материальная и духовная помощь заключенным. Насельницы монастыря ведут переписку с заключенными в тюрьмах. В своих письмах они повествуют о жизни Иисуса Христа, рассказывают о православных святых, которые смогли с помощью Божией отказаться от своих греховных страстей и достигнуть вершин духовной жизни.
Письма носят не только просветительский характер. Используя диалог с заключенными, насельницы монастыря стараются помочь каждому обрести Бога, посеять в сердце надежду на спасение своей души.
Своим попечением женскую обитель не оставляет Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь — осуществляется постоянная помощь и решение всех насущных проблем обители.